· Административную функцию выполняет специализированная организация промышленного кластера.
Как правило, отдельно созданная организация инициатором от бизнеса / региональный фонд развития промышленности / управляющая компания технопарка, индустриального парка, ОЭЗ, НПЦ БАС.
· Минимальное количество участников промышленного кластера — 5 промышленных и сервисных предприятий.
· Участники промышленного кластера могут быть расположены на территориях различных субъектов РФ, главное — все предприятия должны быть связаны цепочкой поставок.
· Участники промышленного кластера должны продекларировать намерение реализации 3 импортозамещающих проектов.
· Мы сопровождаем процесс создания и аккредитации промышленного кластера «под ключ»: от определения участников и подготовки документов до выхода приказа Минпромторга России.
Промышленный кластер — это объединение промышленных и сервисных предприятий, связанных между собой общей цепочкой поставок.
Важно знать:
Статус аккредитованного Минпромторгом России промышленного кластера открывает его участникам доступ к мерам поддержки:
— возмещение затрат на приобретение стартовых партий импортозамещающей продукции до 50% до 150 млн руб. в рамках бывш. ПП РФ № 41;
— снижение тарифов страховых взносов до 7,6% при наличии СПИК 1.0;
— льготный кредит на реализацию инвестиционного проекта в рамках кластерной инвестиционной платформы;
— применение налогового мониторинга всеми участниками кластера (ускоренное возмещение НДС и отсутствие камеральных и выездных проверок ФНС);
— применение региональных мер поддержки (льготный заём/субсидия на приобретение оборудования, инвестиционный налоговый вычет).
Возможности для бизнеса и регионов
Аккредитация промышленного кластера
Аккредитация промышленного кластера
· Региональным органам власти, заинтересованным в развитии кооперационных связей и реализации импортозамещающих проектов региона (региональные министерства промышленности, фонды развития промышленности, центры кластерного развития).
· Промышленным и сервисным предприятиям, заинтересованным в укреплении устойчивости кооперации с поставщиками и потребителями.
· Холдингам и группам компаний, имеющим единую технологическую цепочку.
· Управляющим компаниям технопарка, индустриального парка, ОЭЗ, НПЦ БАС.
Что это?
Кому подходит?
· Реализовано 14 импортозамещающих проектов с общим объёмом инвестиций 5 млрд руб. Привлечено 220 млн руб. субсидий на покупку стартовых партий. Создано 260 новых рабочих мест.
· В регионе разработан механизм льготных займов для участников кластера. Выдано 3 льготных займа участникам кластера по линии региональных фондов развития промышленности на общую сумму 180 млн руб.
· Бюджетная окупаемость вложений региона — 4,5 года.
· Уровень локализации продукции участников промышленных кластеров в приоритетных отраслях вырос в среднем на 10%.
Результат для бизнеса
Регион испытывал недостаток системной кооперации между местными промышленными предприятиями, особенно в части реализации совместных проектов. Предприятия из-за слабой осведомленности и недостатка компетенций в части проектной проработки не пользовались мерами поддержки при запуске производства новой продукции.
Проблема
Кейс 1. Региональная инициатива
Фонд развития промышленности региона выступил инициатором создания промышленных кластеров
в 5 приоритетных отраслях промышленности региона, объединив в кластер более 40 предприятий. Нашей командой была проведена предварительная разъяснительная работа на выезде с каждым промышленным предприятием, выявлено более 20 импортозамещающих проектов, подготовлен пакет документов для аккредитации 5 промышленных кластеров.
Решение
Повышение конкурентоспособности площадки технопарка, индустриального парка, ОЭЗ, НПЦ БАС за счёт создания промышленного кластера на базе кооперации резидентов.
Для инициатора промышленного кластера от региона развитие кооперационных связей и реализации импортозамещающих проектов в регионе.
получено субсидий на кластерные проекты.
· Получено субсидий на покупку стартовых партий на сумму 108 млн руб.
· На импортозамещающий проект по выпуску критически важных комплектующих для станков заключен СПИК 1.0, благодаря которому удалось снизить налог на прибыль, сократить ЕСН до 7,6%, досрочно получить статус «Сделано в России».
· На строительство новой очереди производства станков получен льготный кредит по ставке 7,95% годовых на 5 лет в рамках кластерной инвестиционной платформы.
· Себестоимость продукции снижена на 17%, ожидаемый рост прибыли через 5 лет — 70%.
· Запущено 5 новых импортозамещающих проектов.
· Поставщики получили гарантированный заказ на 3 года вперёд.
· Совместно с профильным ВУЗом открыта кафедра подготовки кадров под запрос предприятий кластера.
> 2,8 млрд руб.
аккредитовано.
> 30 кластеров
Результат для бизнеса
Станкостроительное предприятие планировало реализовать ряд проектов по импортозамещению компонентов, ранее закупаемых за рубежом. Себестоимость продукции оставалась высокой и неконкурентоспособной из-за импортозависимости, сбоев в поставках, отсутствия единой локальной производственной цепочки.
Проблема
Наш опыт:
Кейс 2. Частная инициатива
Компания объединила своих ключевых российских поставщиков и потребителей в промышленный кластер. Были выявлены совместные импортозамещающие проекты в целях повышения устойчивости цепочки. Наша команда формализовала кооперационные связи в пакет документов для аккредитации
и провела разъяснительную работу с каждым из участников по их возможностям.
Решение
· Участники промышленного кластера наладили системную поставку промышленной продукции друг другу на общую сумму более 1 млрд руб. ежегодно.
· Участники кластера — резиденты ОЭЗ привлекли 90 млн руб. федеральных субсидий и 500 млн руб. льготных кредитов на реализацию совместных проектов.
· На площадке ОЭЗ реализуются 5 кластерных импортозамещающих проектов, в связи с чем уровень загрузки площадей ОЭЗ вырос с 83% до 95%.
· ОЭЗ улучшила свой рейтинг инвестиционной привлекательности, поднявшись на 6 позиций.
Результат для бизнеса
На территории особой экономической зоны уже действовали резиденты, между которыми естественным образом возникали кооперационные связи. Однако предприятия осуществляли взаимные заказы не регулярно, мерами поддержки не пользовались.
Проблема
Кейс 3. Инициатива управляющей компании ОЭЗ
Управляющая компания ОЭЗ провела анализ производственных связей между резидентами и выявила 10 компаний, объединённых общей технологической цепочкой (от поставщиков компонентов до сборщиков конечной продукции). Наша команда подготовила пакет документов для аккредитация промышленного кластера.
Решение
Для инициатора промышленного кластера от бизнеса усиление своей GR-функции на федеральном и региональном уровнях, а также стимулирование спроса на продукцию компании.