· Общая стоимость проекта — 4,12 млрд руб., получено возмещение затрат в размере 3,09 млрд руб. (75%).
· Продано более 30 земельных участков (90% от всей площади) для резидентов за 2 года.
· На площадке размещено 12 компаний, общий объём их инвестиций — свыше 5 млрд руб.
· Ежегодные налоговые поступления от резидентов в федеральный бюджет — 720 млн руб.
· Инвестиционные показатели проекта для инвестора: ROI 130%, срок окупаемости 6 лет вместо 13 лет без меры поддержки.
· Для получения меры поддержки технопарк / индустриальный парк должен быть аккредитован Минпромторгом России.
· Для получения субсидии особая экономическая зона должна иметь соответствующий статус, подтверждённый соответствующим постановлением Правительства России.
· Объём возмещения ограничен налоговыми отчислениями резидентов в федеральный бюджет (НДС, федеральная часть налога на прибыль, акцизы на автомобили легковые и мотоциклы, ввозные таможенные пошлины).
· Объём возмещения ограничен лимитами по стоимости 1 м² (120 тыс. руб. для промышленных технопарков и 90 тыс. руб. для индустриальных парков) / 1 Га (30 млн руб. для индустриальных парков).
· Объём возмещения для частных проектов ограничен 75% от стоимости проекта.
· Механизм работает как возмещение понесённых затрат уже на эксплуатационной стадии проекта.
· Необходимо проведение анализа возможности применения субсидии с учётом показателей эффективности проекта (рабочие места резидентов, выручка резидентов, количество резидентов, совокупная добавленная стоимость, отношение выручки резидентов к субсидии, внебюджетные инвестиции и др.).
· Отбор заявок проходит ежегодно на конкурсной основе. Мы знаем, как обеспечить получение субсидии.
· Ближайший конкурсный отбор ожидается в 3 квартале 2026 года.
· К отбору должна быть готова проектно-сметная документация.
Результат для бизнеса
Инвестор искал способ приумножить свой капитал через создание производственной инфраструктуры, однако высокая стоимость подключения коммунальной и транспортной инфраструктуры делала проект слишком рискованным и нерентабельным.
Проблема
Важно знать:
Государственная субсидия (Минпромторг России/Минэкономразвития России) на создание и развитие инфраструктуры промышленных технопарков / технопарков в сфере высоких технологий / индустриальных парков / особых экономических зон за счёт уплаченных резидентами налогов в федеральный бюджет.
Возможности для бизнеса
Возмещение средств на инфраструктуру парка и ОЭЗ через субъект РФ
Возмещение средств на инфраструктуру парка и ОЭЗ через субъект РФ
· Регионам, готовящим заявки на федеральное финансирование.
· Управляющим компаниям промышленных технопарков / технопарков в сфере высоких технологий / индустриальных парков / особых экономических зон.
· Инвесторам / предприятиям, намеренным создать парк или ОЭЗ для решения своих бизнес-задач.
· Девелоперам.
Кейс 1. Частный инвестор — создание индустриального парка
Кому подходит?
Получен земельный участок 120 Га без торгов в рамках программы реализации масштабных инвестиционных проектов (МАИП). На участке построены коммунальная и транспортная инфраструктура, подготовлены более мелкие земельные лоты под продажу / аренду резидентам. В соответствие с требованиями Минпромторга России создан индустриальный парк. Резиденты начали приобретать подготовленные участки под реализацию своих инвестпроектов и их реализовывать. После ввода инфраструктуры в эксплуатацию инвестор обратился в регион с заявкой на компенсацию средств. Нашими силами подготовлен пакет документов на возмещение понесённых затрат. Регион возместил инвестору 75% понесённых затрат, в свою очередь, получив в субсидию, предоставленную Минпромторгом России в рамках налоговых отчислений резидентов.
Решение
· Общая стоимость инфраструктуры — 6 млрд руб., получено возмещение в размере 6 млрд руб. из федерального бюджета (полная сумма была получена через 8 лет после старта проекта, инфляционные издержки из федерального бюджета не покрываются).
· В ОЭЗ пришло более 25 резидентов с совокупным объёмом частных инвестиций более 20 млрд руб.
· Создано 750 рабочих мест в первые 3 года работы ОЭЗ, в перспективе 10 лет увеличение до 2 500 рабочих мест.
· Ежегодный объём налоговых отчислений резидентов в бюджеты всех уровней после 5 лет существования ОЭЗ превысил 1,8 млрд руб.
· Бюджетная окупаемость вложений региона за счёт налоговых поступлений и возмещения понесённых затрат из федерального бюджета — 7 лет.
Результат для бизнеса
Регион испытывал трудности с привлечением инвесторов: отсутствие в регионе готовой площадки под реализацию проектов увеличивало сроки запуска проектов и делало регион неконкурентоспособным. При ограниченном региональном бюджете самостоятельно финансировать создание инфраструктуры было невозможно.
Проблема
Кейс 2. Регион — создание ОЭЗ
Региональной корпорации развития поручено создать особую экономическую зону (ОЭЗ). Подобран земельный участок, сформирован пул потенциальных резидентов с проектами в приоритетных для региона отраслях промышленности. Подготовлен и подан пакет документов для получения статуса ОЭЗ. После получения статуса ОЭЗ регион выделил средства на строительство транспортной, коммунальной и промышленной инфраструктуры. После ввода в эксплуатацию и выхода резидентов на проектные мощности подана заявка на компенсацию понесённых затрат по линии Минэкономразвития России.
Решение